Практическое применение методов прогнозирования при уходе
Коротко рассмотрим конкретные методы прогнозирования отказов в системе управления самолетом (вертолетом), которые приемлемы и для других систем самолета-
Из статистики можно определить среднее время безотказной работы элемента конструкции и найти по нему календарные сроки замены детали. Так, с допустимым для практики приближением время предупредительной замены Т3 можно определить по формуле
Т8 — Тср — ko — Д/р,
где Гер — среднее время безотказной работы элемента конструкции;
Atp— налет самолета между регламентными рабо. тами;
о — среднеквадратичное отклонение среднего времени безотказной работы; k — доверительный коэффициент при нормальном законе распределения Гср с достаточной для практики точностью &~2.
Для предупреждения отказов деталей управления необходимо заменить ненадежные ее агрегаты при первых регламентных работах, предшествующих отказам. Поэтому для Т3 из граничного значения времени безотказной работы вычитается Atp.
Качественные изменения элементов конструкции можно определить методом сравнения по результатам измерений параметров, характеризующих их работу. В этом случае сравниваются основные параметры при последующих измерениях, определяется скорость изменения параметра, а методом экстраполяции определяется время выхода его из норм технических условий или эксплуатационных допусков. Если при двух последовательных изменениях параметры не резко отличаются друг от друга, производится их регулирование (если это возможно). Если они отличаются значительно, элемент конструкции считается ненадежным и требует ремонта или замены.
В процессе эксплуатации можно измерять параметры элементов конструкции на режиме работы, который отличается от режима работы при обычной эксплуатации
(метод граничных испытаний). Этот режим работы 6ЬІ- бирают таким, чтобы искусственно создавались условия работы элемента конструкции, в которых он будет работать при увеличенной наработке. В процессе граничных испытаний по изменению параметров в зависимости от времени и судят о надежности элемента конструкции.
Рис. 4.26. Зависимость обратного приращения усилия в узле управления по времени |
И наконец, экспериментально по заранее построенному графику (рис. 4.26) определяют качество элемента конструкции системы управления или, иначе, продолжительность работы системы при известной скорости изменения численного значения определяющего параметра в процессе эксплуатации (например, за 2—3 час налета самолета). Суть метода заключается в следующем. Экспериментально определяют скорость изменения численного значения параметра, например усилия АР у в узле системы управления самолетом от изменения момента трения в шарикоподшипнике этого узла. Для этого же шарикоподшипника определяют частоту отказов X(t). Затем, пользуясь существующими методами, расчетом определяют время работы системы управления t. По полученным данным строят график (рис. 4.26).
При наличии такого графика в процессе эксплуатации не сложно прогнозировать работоспособность системы управления. В частности, если до и после налета самолета замерять, скажем, усилие, возникающее в результате изменения момента трения в шарикоподшипнике узла системы управления, то, проведя линию ab и опустив перпендикуляр из точки b на ось абсцисс, можно с достаточной для практики точностью определить допустимую продолжительность работы узла (точка с) управления самолетом.
Глава 5